Понедельник, 20.05.2024, 22:52
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Разное

Сценарий к году русского языка
12.03.2013, 15:21
«Я лучшей доли

не искал»

Сценарий подготовлен к году русского языка

по теме

«Поэт в России больше, чем поэт»

директором Щербинской Централизованной библиотечной системы

Ананьевой Натальей Васильевной

Щербинка

2007

«Я лучшей доли не искал

/ Вечер при свечах, посвященный творчеству А.А. Блока, для учащихся

10-11 классов/

/Проведение творческого вечера при свечах обусловлено тем, чтобы ребята смогли проникнуться духом того времени, лучше понять смысл произведений поэта и самим окунуться в волшебный мир поэзии./

/ ^ Звучит произведение Л. Бетховена «Лунная соната»/

Ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости сегодняшнего вечера! Я рада приветствовать вас в нашей литературной гостиной, где собрались поклонники творчества русского поэта А.А. Блока. А.А. Блок - самый узнаваемый поэт. Его судьба, него стихи и его жизнь полны страданий и драматизма. Это яркая, творческая и незаурядная личность. Судьба его складывалась трагически. Но именно эти страдания и драматизм сделали его поэзию проникновенной и душевной.

^ 365 его стихов посвящено женщине, 365 гимнов любви.

Но, несмотря на все перипетии, Блок воспринимал жизнь такой, какая она есть.

На короткий период мы перенесемся в утраченный мир - имя которому -

«Серебряный век».

Помогут нам в этом учащиеся школы искусств и прекрасная классическая музыка.

«Благословляю, все что было

Я лучшей доли не искал!

^ О, сердце! Сколько ты любило!

О, разум! Сколько ты страдал!»

Эти строки А.Блока, наверное, в полной мере раскрывают характер и душу великого русского поэта, поэта, который так много вложил в поэтику русского стихотворного языка. На формирование поэтического языка Блока большое влияние оказало пришедшее из Европы в 90-х годах XIX века литературное направление - символизм, ярым проводником которого поэт и становится. Основными установками символизма были: представления о двух мирах /реальном и потустороннем/, или двоемирие: выдвижение особой роли символа, некоего посланника между двумя мирами, подчеркивание роли интуиции, преобладание звука над смыслом, поэтика иносказаний, намеков, недомолвок, отрицания реализма.

Язык его поэзии завораживает: то какой-то недосказанностью: бредом городской жизни / цикл «Город»/; то бесчисленными оттенками ожидания

/ цикл «Стихи о Прекрасной Даме»/;

то удивительной ясностью, точностью мировосприятия в «Песне Судьбы».

Но практически во всех произведениях Блока проявляется мотив двойничества, выражающего разные стороны человеческого сознания: волевого сурового начала и поэтической устремленности к красоте.

Блок был поэтом своего времени, поэтический голос его вобрал в себя и передал противоречивое состояние всенародной души, включающей и чистую веру и отчаянное безверие, любовь к Родине и неприязнь к ней, всенеприятие и всеотрицание.

Душевный и поэтический взлет Блока начался с зарождения любви к ^ Любови Дмитриевне Менделеевой. Цепь была выкована и первое звено ее уже соединило две судьбы.

«Был уже страшно влюблен», писал Блок, вспоминая лето 1898 года, которое навсегда ему запомнилось.

/Звучит стихотворение «Утихает светлый ветер»/

/Музыкальное сопровождение - М. Легран «История любви/

Им предстояло пройти по жизни вместе два десятилетия. Это было вдохновенные и мучительные годы.

Мы не должны закрывать глаза на трагическую сложность отношений поэта и Прекрасной Дамы, но, читая стихи, ей посвященные, эту удивительную песнь юной любви, будем помнить слова Блока, написанные им за три года до смерти, когда он пытался прокомментировать свою первую книгу по образцу дантовской «Новой книги»:

«Спрашивая помощи и тихих советов у Той, о которой написана эта книга, я хочу, чтобы мне удалось дописать содержание другим».

В сборнике «Стихи о Прекрасной Даме» Блок раскрыл тайну своей жизни, тайну любви, которую пронес через десятилетия, несмотря ним на что.

/Звучат стихи;

«Незнакомка».

«Вот явилась, заслонила».

«О. весна без конца и без края»/

/Музыкальное сопровождение -

А.С. Грибоедов «Вальс».

П.И.Чайковский «Сентиментальный вальс»/

Отношения молодых людей развивались нелегко, наиболее драматично они протекали в 1901 - 1902 гг. В этот период и началась «непрерывная вязь стихов о «Прекрасной Даме».

Об этом цикле поэт сам сказал: «... ранняя утренняя заря - те сны и туманы, с которыми борется душа, чтобы получить право на жизнь».

В «Стихах о Прекрасной Даме» нерасторжимо слились мысли о здешнем и нездешнем, о зримом и невидимом, изменчивой любви и ее вечной сущности, проникновение во внутренние противоречия человека и поиск высшей истины. В этом сборнике Блок раскрыл тайну своей жизни, тайну любви, которую пронес через десятилетия, несмотря ни на что.

«Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

^ Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцанья красных лампад».

В лирике Блока постоянно присутствует женский образ, но с течением времени он трансформируется. Появляется новая героиня - Девушка, образ более жизненный, юный и демократичный, чем прежний символ Дамы.

Здесь мы вспоминаем цикл стихов

«Фаина», «Кармен».

«Девушка пела в церковном хоре

^ О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех забывших радость свою».

Каждый новый цикл стихов Блока добавляет что-то новое к образу лирического героя и Прекрасной Дамы.

В более поздних книгах лирики поэта появляются урбанистические мотивы, мотивы грядущего страшного времени он, Поэт, и его лирический герой предвидят. Это циклы стихов «Страшный мир», «Возмездие». «Ямбы».

Все стихи, все произведения зрелого Блока написаны от лица сына «страшных лет России», обладающего отчетливой исторической памятью и обостренным предчувствием «неслыханных перемен» и «невиданных мятежей» будущего. В мире уже слышались звуки близящихся катастроф и чуткая душа поэта точно уловила эти изменения.

/Звучит ст. «Россия» в сопровождении муз. Бетховена «Элизе»/

В разгар Империалистической войны Блок занял позицию, в корне отличную от позиции своих друзей.

В 1915 году он издает сборник «Стихи о России», куда вошли

«На поле Куликовом», «Коршун» и другие стихи о Родине, отмеченные знаком грядущих перемен.

Блок принял революцию как пробуждение к новой жизни, как начало новой

эпохи.

/Дальнейший рассказ ведущего сопровождается муз. П.И. Чайковского

«1-й концерт» ч. 1/

Блок шел в революцию безоговорочно, сурово и честно. Он всей душой устремился навстречу ее музыке, ее безжалостному вихрю. Но понять революцию поэту было непросто. Он жил на рубеже двух исторических эпох. Несмотря на дворянское происхождение, культурные и литературные традиции Блок ненавидит буржуазию. Стихи того периода проникнуты бессмысленностью, безрадостностью жизни.

/Звучит стихотворение «Рожденные в года глухие»/

Поэт чувствовал неизбежность огромных мировых перемен. Он нашел в себе силы покинуть романтический, таинственный, очарованный мир и принять суровый, страстный мир революции. Блок воспринял ее как огромное вселенское потрясение.

Тема революции вылилась в творчестве поэта в самую значительную и вдохновенную его поэму «Двенадцать».

«Двенадцать» и «Скифы» являются естественным финалом поэтической судьбы Блока. И не только поэтической. Есть сведения, что в 1905 году Блок нес красное знамя революции во время рабочей демонстрации. Однако, по словам самого Блока «он никогда не станет революционером и строителем жизни». Но это не значит, что он не принял революцию в других. Когда наступил Октябрь, Блок радостно откликнулся на великие события.

«Скифы» - одно из последних произведений поэта.

/Звучит стихотворение «Скифы», сопровождение - муз. Р. Паулса из т/ф «Театр»/.

Это стихотворение подводит итог всей творческой жизни поэта. 1920 - 1921 годы - время тяжелой болезни А.Блока.

7 августа 1921 года поэт умер от сердечного приступа.

Звучит стихотворение

«О доблестях, о подвигах, о славе» \ муз. Шопен «Ноктюрн»\

/Этим стихотворением завершается творческий вечер А.А. Блока/
Категория: Разное
Просмотров: 943 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: